Кашиношиверский Преображенский (Спасский) мужской монастырь

В 1696 году на правом берегу Ангары, у порога Кашиной Шиверы, почти в 615 километрах к востоку от Енисейска, был основан Кашиношиверский Преображенский (Спасский) мужской монастырь.

Основателем и строителем монастыря был старец Иоаким (Путилов) [93. С. 212]. Практически с самого основания пошли споры монастыря с местными русскими крестьянами. Дело в том, что старец Иоаким под пустынь приобрел 30 верст земли по Ангаре у одного тунгуса по данной 1696 г. Но как оказалось, на эти земли претендовали богучанские крестьяне Иван Рукосуев и Яков Кулаков, и уже поселился крестьянин Колпаков. Иоакиму пришлось силой согнать Колпакова с его пашни, и постоянно отстаивать своё владение на Кашино-Шиверские угодья [92. С. 74]. С коренным населением, тунгусами, у монастыря традиционно были самые хорошие взаимоотношения. Спустя полвека от основания, в 1755 году, Енисейское духовное правление доносило тобольскому митрополиту Сильвестру о выдающемся вкладе монастыря в христианизацию коренных народов: «Кашиношиверского Преображенского монастыря игуменом И. Пыховым просвещены святым крещением ... ясашные тунгусы князец Илточа Матогин, да братья ево Куталча и Сыранча, о чем в том их самопроизвольном ... желании прислано от них заручной в письмянном виде» [135. С. 38]. Но вот с русскими соседями отношения долго не складывались. Дошло до того, что в конце 1720-х годов разбойные люди монастырь сожгли, а монахов убили [91. С. 136]. Точной даты этой трагедии мы не знаем, но ещё в июле 1725 года, немецкий учёный Даниель Готлиб Мессершмидт, путешествуя по Ангаре из Иркутска в Енисейск, посетил Кашино-Шиверский монастырь, и застал всех в добром здравии [137. S. 152]. В конце 1730-х годов монастырь вновь обрел свою силу и положение. По данным 2-й ревизии 1744 года он имел 48 крестьянских душ [77. С. 77]. Наладились и уважительные отношения с местным русским населением. Косвенным свидетельством тому служит назначение весной 1762 года послушника Кашиношиверского Преображенского монастыря Феодора Страшникова первым священником к вновь построенному храму в селе Чадобское. К этому времени монастырь владел 3000 десятин пашен и покосов, 65 душами крестьян. Монастырские крестьяне проживали в деревнях Дворец и Червянская, в селе Кашиношиверском. Все эти поселения возникли при непосредственном участии монастыря. На монастырские средства была проложена дорога из деревни Дворец до села Тайшет, т.е. от реки Ангары до Сибирского тракта. Это было грандиозное предприятие, ведь при прокладке дороги были уложены сотни километров гатей, расчищены многочисленные таежные завалы. Протяженность дороги велика даже для нашего времени. Этой дорогой пользовались вплоть до I Мировой войны [121. С. 228-238].

Накануне секуляризации, Кашиношиверский Преображенский (Спасский) мужской монастырь был крупнейшим земельным собственником и душевладельцем всего Приангарского края. Роль монастыря в хозяйственном освоении, заселении и миссионерской деятельности Приангарья была ведущей в XVIII веке. После секуляризации 1764 года монастырь был упразднён [77. С. 77].

Источник. В интернете. Отдельным файлом